История брит — попа

Брит-поп — музыкальное и культурное движение, возникшее в Соединенном Королевстве в середине 1990-х годов. Акцент брит-попа делается на британстве, поскольку его темы сосредоточены на британских проблемах и британской гордости. В музыкальном плане он характеризуется мелодичными гитарными поп-мелодиями, сознательно опирающимися на традиции британской поп-музыки 1960-х — 1980-х годов.

Помимо местной самобытности и регионального акцента в пении, отсылки к британским местам и культуре рабочего класса являются типичными чертами песен брит-поп.

Почему брит-поп существовал в первую очередь?

Брит-поп возник на пике популярности двух музыкальных жанров того времени: шугейза у себя дома и гранжа в Америке. Движение началось как противодействие темноте и “безликости” shoegaze и грубости и нигилизму гранжа, будучи полной противоположностью – ярким, запоминающимся, веселым и искренним.

В отличие от гранжа и шугейза, брит-поп состоял из мелодичных гитарных хуков и запоминающихся припевов. Использование британских культурных отсылок и политических настроений в песнях брит-попа было настоящим глотком свежего воздуха для британских фанатов. Долгое время они искали “старые добрые песни под гитару” и более понятную, честную и простую лирику, с которой можно было бы связаться.

Oasis, Blur, Suede и Pulp были самыми успешными группами в эпоху брит-попа.

Происхождение и растущая популярность

Многие британские музыкальные журналисты предполагают, что брит-поп начался либо с Blur, либо с Suede, либо с обоих. Один из самых ранних синглов Blur, “Popscene”, и сингл Suede “The Drowners”, исполненный в стиле глэм-рока, были выпущены примерно в одно и то же время в 1992 году. Хотя оба сингла не попали в крупные чарты, они посеяли семена жанра брит-поп.

Одноименный дебютный альбом Suede 1993 года продавался на удивление хорошо — настолько хорошо, что он даже побил рекорд самых быстро продаваемых пластинок в Великобритании того времени.

Тем не менее, 1994 год был определенно (не просто определенно, возможно) знаменательным годом для брит-попа. В то же время термин “брит-поп” стал широко использоваться с многочисленными выступлениями на радио и телевидении, что привело к закреплению этого термина.

Кавер-версия Деймона Албарна и Лиама Галлахера для NME

Соперничество между Oasis и Blur

В 1994 году появились две лучшие группы брит-попа, которые выпустили конкурирующие альбомы. Третий альбом Blur Parklife стал четырежды платиновым в Великобритании, что сделало их самой популярной группой в том году. Группа Oasis, возглавляемая братьями Лиамом и Ноэлем Галлахерами, выпустила свой дебютный альбом Definitely Maybe. Он сразу же стал критическим и коммерческим успехом, легко вытеснив дебютный альбом Suede как самую быстро продаваемую пластинку в Великобритании в то время. Определенно, возможно, даже добился некоторого успеха в США, продав более миллиона копий, несмотря на то, что достиг 58-го места вЧарт альбомов Billboard 200.

К 1995 году другим определяющим моментом на брит-поп-сцене стала зарождающаяся битва синглов между Oasis и Blur. Oasis выпустили свой новый сингл “Roll with It” со своего второго альбома (What’s the Story) Morning Glory?Альбом достиг 2-го места в UK Singles Chart. Примерно в то же время Blur выпустили “Country House” со своего четвертого альбома The Great Escape, который возглавил UK Singles Chart.

Битва в чартах между Oasis и Blur побудила британскую музыкальную прессу радостно окрестить ее “Битвой за брит-поп”. Говорили, что это было самое большое соперничество со времен The Beatles и the Rolling Stones в 1960-х годах. Освещение “битвы” в СМИ стало довольно чрезмерным, что, в свою очередь, дало огромную рекламу самим группам. Многие говорили, что широко разрекламированное соперничество между Oasis и Blur было основной причиной шумихи вокруг самого брит-попа.

Взлет и падение брит-попа

Через несколько месяцев после битвы в чартах между Oasis и Blur New Musical Express (NME) объявила брит-поп “главным культурным феноменом”.

Другие брит-поп-группы, такие как Ash, Catatonia, The Divine Comedy, Elastica, Gene, Kula Shaker, Manic Street Preachers, Menswear, My Life Story, Pulp, Rialto, The Seahorses, Suede, Superfurry Animals, Travis и другие, в разной степени пользовались коммерческим и критическим успехом. Pulp пользовались огромным успехом со своим синглом “Common People” (с их пятого альбома Different Class), который стал гимном против ”трущоб” или “классового туризма”, как его называли британцы.

В 1997 году Oasis выпустили свой долгожданный третий альбом Be Here Now. Несмотря на то, что изначально альбом получил положительные отзывы и начал активно продаваться, критики альбома были крайне недовольны. Даже фанаты и сам Ноэль Галлахер из Oasis раскритиковали альбом за его переизбыток и раздутое звучание. Многие считали, что Be Here Now означало конец брит-попа.

Blur, кроме того, начали дистанцироваться от брит-поп-звучания со своим одноименным пятым альбомом, выпущенным в том же году, что и Oasis’Be Here Now.Альбом Blur представил другое звучание — больше американского инди- и лоу-фай-рока, чем типичного брит-попа. Несмотря на опасения лейбла Blur, EMI, что изменение музыкального стиля оттолкнет поклонников группы, в основном подростков, Blur добились успеха в чартах. Синглы “Beetlebum” и “Song 2” вошли в первую десятку британских чартов синглов, а первая песня дебютировала на 1-й строчке. Что немаловажно, Blur даже пользовались большей популярностью в США, чем дома.

На волне упадка брит-попа в чартах начала появляться новая волна групп и исполнителей с их более мягким и доступным звучанием, а также интроспективными текстами. Coldplay был ярким примером этого. У других групп, таких как Radiohead, было значительно больше эзотерических музыкальных влияний, которые были редкостью среди брит-поп-исполнителей. Благодаря своему бренду спейс-рока и арт-рока Radiohead получили международное признание и коммерческий успех, чего не удалось добиться большинству брит-поп-групп.

Оглядываясь назад, вы не можете не заметить, что некоторые из безумно популярных и успешных брит-поп-исполнителей все еще являются частью сцены. Братья Галлахер, чьи личные распри друг против друга, казалось, привлекали больше внимания СМИ, чем музыка Oasis, все еще умудряются делать относительно успешные карьеры. Blur и Suede сумели пережить брит-поп и до сих пор работают в индустрии. В то время как остальные, ну… они канули в неизбежное забвение.

Брит-поп воспринимается скорее как культурное движение и маркетинговый инструмент, чем как настоящий музыкальный жанр. Однако это недолговечное движение продолжило наследие британской поп-музыки, начатое артистами с 1960-х по 1980-е годы, одновременно вдохновляя новое поколение британских артистов.