С чего начать продажу бизнеса?
Если вы отвергли идею нанять управляющего со стороны и приняли решение избавиться от компании, необходимо пройти несколько подготовительных этапов.
Решите все проблемы
Никто не захочет покупать фирму, у которой остались нерешенные вопросы. Это могут быть непогашенные кредиты и долги или продления договора аренды. Согласуйте свое решение с другими владельцами, если вы не единоличный владелец.
Аудит
Необходимое условие продажи любого предприятия — наличие аудиторского заключения. Если вы некомпетентны в этом вопросе, наймите профессионала. Независимые оценки аудиторов облегчают продажу, так как покупатель быстрее принимает решение о покупке. Если претендентов на ваше дело несколько, это сэкономит время операции, так как каждому покупателю не нужно самостоятельно заниматься оценкой.
Сформируйте пакет документов
Уделите пристальное внимание документам, необходимым для осуществления сделки. Лучше воспользоваться помощью бухгалтера и юриста. Покупателю важны грамотно составленные действующие договоры и учредительные документы.
Проведите оценку
Оценить ваше предприятие clug.pl можно несколькими способами. Если это готовое производство, то потребуется тщательный анализ всех аспектов. Обычно в таком случае обращаются к профессионалам, которым придется заплатить немалую сумму. Такие люди должны иметь соответствующие лицензии. Если вы продаете небольшую фирму, тратить много средств неразумно. С оценкой вы сможете справиться самостоятельно.
Потенциальные покупатели
После проведения всех вышеописанных мероприятий можно начинать поиск покупателя. В зависимости от размера вашего предприятия искать клиентов на покупку можно в следующих группах:
- начинающие бизнесмены — как правило, это люди с минимумом денег и практики, которые уже имеют опыт с ОП. Им можно предложить небольшой магазин или салон красоты.
- перекупщики — подобные покупатели ищут готов незбиткове дело, но предлагают за него наивысшую цену. Плюс этой категории в том, что соглашение с ними происходит быстро, если обе стороны устраивает стоимость.
- конкуренты — работают в схожей сфере люди, которые хотят расширить свое дело. Обычно они имеют большой опыт и сразу увидят все недостатки, даже те, которые вы пытались тщательно скрыть. Но они больше других заинтересованы в покупке, так как это снизит конкуренцию на рынке.
- инвесторы — это компании, которые покупают проекты для дальнейшего вложения средств. Обычно их интересуют крупные производства.
Объявления о продаже
Если вы заинтересованы в том, чтобы как можно скорее избавиться от своего предприятия, имеет смысл осветить это с помощью объявлений . Эту информацию можно поместить:
- на специализированные форумы, где часто ищут информацию или просят совета ваши конкуренты или коллеги.
- на бесплатные онлайн платформы — это ресурсы для продажи небольших предприятий или точек с продажи и оказания услуг, их часто пересматривают начинающие бизнесмены.
- в газеты и журналы — старый добрый метод заявить о себе. Печатные издания вашего города наверняка бесплатно распространяются среди потенциальных покупателей.
- в социальные сети — относительно новый способ привлечь внимание, особым успехом пользуются у небольших ИП.
Что должно быть в объявлении?
Чтобы заинтересовать потенциального покупателя, текст объявления должен включать:
- заголовок — уделите ему особое внимание. Он должен быть ярким, четким и емким, отражать суть и привлекать внимание.
- цену — НЕ лукавьте и отметьте желаемые рамки стоимости. Так вы внесете ясность в свои намерения. Люди, которые не обладают указанными средствами, не беспокоить вас. Это сэкономит время и нервы.
- описание — кратко перечислите все сильные стороны товаров и услуг, которые вы хотите продать. Укажите местоположение компании, ее активы (помещения, оборудование), возможности рассрочки выплаты, потенциальная прибыль, форму налогообложения, условия сделки.
Переговоры
Стратегия ведения диалога о продаже вашего дела очень важна. В процессе переговоров решаются важные вопросы не только по условиям сделки, но и цена обсуждается. Чтобы заключить выгодное соглашение, следуйте нашим советам:
- не соглашайтесь на операцию сразу, даже если вас устроила цена. Придерживайтесь требований паузы.
- идите на компромиссы, но не подстраиваться полностью под покупателя. Выгода должна быть у обеих сторон.
- не перехвалить свой бизнес, чрезмерная настойчивость отпугивает людей.
- если сделка не состоялась, выясните причины отказа. Это позволит вам избежать ошибок в дальнейшем.
Заключение сделки о продаже бизнеса — процесс, который требует от предпринимателя не только желание поскорее сбыть предприятие с рук, но и профессионализма в ряде вопросов. Если вам кажется, что вы не справитесь со всеми пунктами, обозначенными в этой статье, наймите брокера. Он проведет операцию с максимальной выгодой для вас и ваших минимальным участием. Удачи во всех начинаниях!