Физическое воспитание дошкольников – организованный процесс, направленный на их физическое развитие, двигательную, физическую подготовку к творческой жизнедеятельности, приобретение знаний, умений и навыков по физической культуре.
Наше дошкольное учебное заведение имеет возможности для укрепления здоровья, улучшения физического развития детей, их двигательной активности. Именно поэтому, согласно Закону Украины «О дошкольном образовании», «О физической культуре», «Национальной доктрины развития образования», Базовому компоненту дошкольного образования физическое воспитание дошкольников, работа в ДОУ направлена в первую очередь на охрану и укрепление психического и физического здоровья детей, повышение защитных сил организма, воспитания устойчивого интереса к двигательной активности, привычки к здоровому образу жизни.
Вся учебно-воспитательная работа по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста осуществляется с учетом состояния здоровья, самочувствия, уровня физического и психического развития и подготовленности детей, семейных пожеланий и предложений. Физическое воспитание в ДОУ реализуется путем проведения обязательных занятий согласно расписания и режима, выполнение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Суммарный объем двигательной активности осуществляется детьми в процессе ежедневной жизнедеятельности, базируется на их индивидуальных возможностях и удовлетворяет их биологическую потребность в двигательной активности, привычки к здоровому образу жизни. Подробнее про Физразвитие — развитие Тела и Духа читайте на страницах нашего специализированного сайта.
Укрепить здоровье ребенка в детстве, не допустить, чтобы ребенок ступила в юность хилым и вялым – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей.
В. Сухомлинский
Основные задачи физического воспитания:
1.Охрана и укрепление здоровья детей.
2.Формирование у детей потребности заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни.
3.Формирование у детей прочных двигательных умений, навыков и двигательных качеств.
4.Воспитание желания выполнять двигательные действия правильно и красиво, получать от этого удовольствие.
5.Формирование положительных моральных и волевых черт характера.
Основные формы работы воспитателя по физическому воспитанию:
- гимнастика пробуждения;
- утренняя гимнастика;
- занятия;
- спортивные развлечения;
- пешеходные переходы;
- подвижные игры;
- прогулки;
- забавные народные игры;
- дыхательная гимнастика;
- закаливание;
- Дни здоровья;
- валеологические минутки;
- физкультминутки;
- игры и упражнения физического характера.
Формы физического воспитания детей дошкольного возраста достаточно разнообразны. Это занятия физическими упражнениями, подвижные игры, утренняя гимнастика, спортивные развлечения, прогулки. Кроме того, и на музыкальных занятиях широко применяются физические упражнения, танцы, элементы танцев, которые также способствуют решению задач физического воспитания. В детском саду всех форм физического воспитания отведено определенное место в режиме дня. Они связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в обязательном порядке.
Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня. При этом воспитатели учитывают интересы, потребности, возраст, состояние здоровья ребенка, времени года.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливания,что способствует укреплению здоровья.
Для этого обеспечивается организация теплового и воздушного режимов в помещениях;
Воспитатели следят за рациональностью одежды детей;
За соблюдением режима прогулок во все времена года и проведением физических упражнений на свежем воздухе;
За выполнением гигиенических процедур (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);
За правильной организацией дневного сна, проведению гимнастики после сна.
На занятиях дети выполняют:
- обще-развивающие упражнения (бег, прыжки и прочее) с постепенным увеличением нагрузки;
- упражнения корригирующего направления (для профилактики нарушения осанки и плоскостопия);
- упражнения для формирования определенных физических качеств и навыков, для воздействия на разные мышечные группы с постепенным распределением нагрузок;
- подвижные игры.
В теплое время года занятия по физкультуре проводятся на свежем воздухе — на спортивной площадке, а в холодное время года — в спортивном зале.
Большое значение имеет двигательная активность в утреннее время. Для ее обеспечения в нашем саду ежедневно проводится утренняя гимнастика. С помощью общеразвивающих упражнений дети активизируются и настраиваются на дальнейшую работу. Очень важно, чтобы выполнение упражнений утренней гимнастики вошло в привычку, поэтому мы советуем родителям, на собственном примере показывать детям необходимость ее выполнения.
В дошкольном возрасте очень важно развить у детей интерес к физической культуре и спорту, ведь это одна из предпосылок крепкого здоровья.Физкультурные занятия являются приоритетными в процессе систематического, последовательного формирования, закрепления и совершенствования основных двигательных умений и навыков у детей, развитии их физических качеств. Проводятся они во всех возрастных группах, преимущественно в первую половину дня. На каждом возрастном этапе физкультурные занятия имеют разную направленность. Маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием. В среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу. В старших группах занятия развивают двигательные способности и самостоятельность.
Для этого мы проводим различные варианты занятий с использованием общеразвивающих упражнений, различного спортивного инвентаря, подвижных игр разной интенсивности, соревнований-эстафет. Кроме того, в каждой группе создается развивающее среду для самостоятельных и совместных игр детей, насыщен разнообразными атрибутами физкультурный уголок.
Занятия физическими упражнениями
Обучение движений на специально организованных занятиях — основная форма работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Именно на специальных занятиях дети вовремя овладевают необходимым объемом знаний и двигательных умений, которые не могут быть усвоены в процессе игр, повседневного общения с взрослыми, самостоятельных наблюдений и др Занятия физическими упражнениями являются обязательными для всех практически здоровых детей.