Бизнес продают по разным причинам, и не всегда — печальным. Сделать это не так сложно, если быть последовательным. Без юриста и брокера справиться сложно, но вполне реально. Как минимум, часть процесса можно проконтролировать самостоятельно.
Готовый бизнес — тоже товар, поэтому к продаже его нужно подготовить, оценить, найти заинтересованных покупателей. Объясняем, как это сделать.

Подготовить бизнес к продаже

Бизнес может быть оформлен на ИП или ООО. Предпродажная подготовка в таком случае будет разной: предприниматель принимает решение о продаже активов единолично, а компанию можно продать только, если на это согласны все учредители.

Для ИП

Индивидуальному предпринимателю нужно настроиться на продажу placpigal.pl своего дела, разобраться с бизнес-процессами, провести инвентаризацию и подготовить финансовый отчет.
Твердо настроиться на продажу. Как бы странно ни звучало, но в первую очередь индивидуальному предпринимателю необходимо принять окончательное решение о продаже бизнеса и потом не сомневаться в нем — сомнения могут отразиться на его поведении и привести к срыву сделки.
«В моей практике был такой случай. Клиент отказал в покупке СПА-салона четырем покупателям, мотивируя отказы то нежеланием продавать конкурентам, то неуверенностью, что покупатель сможет развивать бизнес. В ходе честного разговора пришло понимание, что предприниматель на самом деле не готов к продаже».
Разобраться с бизнес-процессами. Статус ИП как бизнес продать нельзя. Поэтому сначала нужно выяснить, в чем заключается бизнес и что будет интересно потенциальным покупателям.
Начать стоит с помещения, в котором находится ваша торговая точка. Узнайте, согласен ли арендодатель на смену арендатора.
«Бывает, что арендодатель срывает сделку купли-продажи бизнеса, принципиально не подписывая новый договор аренды, или требует выполнения условий, указанных в договоре — предупреждения о расторжении договора аренды за 3 месяца.
Если бизнес привязан к объекту, это имеет значение. Необходимо заранее договориться с арендодателем».
Также нужно составить схему работы с поставщиками и партнерами: кто, что, когда привозит и увозит. Есть ли какие-то бонусы, специальные условия именно для вашей торговой точки. Бизнес проще продать, если у вас есть готовая инструкция, как наладить бизнес-процессы.
Все это очень важная коммерческая информация, поэтому подготовить ее стоит, но раскрывать полностью всем приходящим — не следует. Можно описать общую схему, а подробности оставить на потом — сообщить их уже после заключения сделки.
Провести инвентаризацию. Все имущество надо подсчитать, записать, оценить. Для материальных активов важно записать название, модель, марку, год покупки, цену.
Не менее важно составить список нематериальных активов: товарный знак, страницы в соцсетях, раскрученный сайт, авторские права, хорошая репутация.
«Юридически сделка оформляется по договору купли-продажи материальных и нематериальных активов. Каждый элемент бизнеса будет самостоятельным предметом сделки: имущество, имущественные права, неимущественные права, права по договорам.
Поэтому, если речь идет о бизнесе как об отлаженной системе извлечения прибыли и этот бизнес оформлен на ИП, необходимо провести детальный глубокий анализ связей, отношений и активов».
Андрей Саунин, адвокат
Подготовить финансовую отчетность. Нужно создать таблицу финансовой отчетности с разбивкой по статьям доходов, расходов и прибыли.
Если не все денежные потоки проходят официально через ИП, это осложнит ситуацию — из-за необоснованных цифр в отчетах цену на продаваемый бизнес придется снизить. Все движения нужно подкреплять документами, поэтому позаботьтесь о них заранее. Например, статистика системы CRM, в которой все изменения сохраняются, расскажет о ваших оборотах.

Вся информация, изложенная на сайте, носит сугубо рекомендательный характер и не является руководством к действию

На главную